О чувстве вины и стыда
Вина — как принятие своей ответственности за признанное неверным действие.
Стыд — как ощущение непереносимости и страха позора в глазах других людей.
Совесть бывает социально оправданной, когда человек стремится соответствовать нормам и правилам общества, и внутренняя совесть — как критерий человечности, справедливости, т. е. то, что и отличает нас от животных.
Стыд всегда связан с самооценкой: «Я плохой, ничтожный, я недостоин прощения». Стыд вызывает желание спрятаться, затаиться, исчезнуть, чтобы никто не видел и не осуждал. Бывает, что переживание стыда настолько сильно, что напротив заставляет человека вести себя максимально вызывающе, высокомерно, прятаться в запои и другие зависимости.
Чувство вины вызывает лишь оценку и принятие конкретного поступка или поведения неправильным. Здесь много власти и свободы. «Виновный» может признать свою вину и постараться всё исправить, может высказать свою точку зрения и не брать на себя вину, а может просто попросить прощения. Крайне редко, и то, это чаще всего связано с чем-то непоправимым (как чья-то смерть, например, или разрыв отношений), человек продолжает жить с чувством вины много лет.
Возникает вопрос: продуктивно ли самобичевание, если вина очевидна?
«Виноват — исправлю», это самая продуктивная связка. Она не работает, когда исправить что-то уже не является возможным. Самобичевание здесь не поможет, а лишь будет постоянно заставлять человека чувствовать стыд. Не нужно путать эти два чувства. Признанная вина даёт возможность осознать содеянное, сделать правильные выводы и, ассимилировав случившееся в жизненный опыт, больше не повторять такое поведение.
Если говорить о детстве, то родителям нужно разделять вину и наказание в воспитании ребёнка.
Если папа или мама воспитывают ответственность в детях, то необходимо всегда дать возможность исправить содеянное и не внушать ложных правил жизни.
Родителям также полезно признавать собственные ошибки и показывать в этом пример своим детям.
психолог Любовь Розенберг